ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ

Чтобы понять жизнь и время Господа Чайтаньи (1486-1534), необходимо взглянуть на исторический и философский климат, сложившийся в XV веке не только на Востоке, но и на Западе. Европейская культура и наука в те времена переживали эпоху возрождения, которая вошла в историю под названием Ренессанс. Этот период породил великих художников, разнообразных умельцев, просвещенных государей и связан с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело и других гениальных художников и скульпторов.

Столь уникальное время в европейской культуре породило также религиозный переворот: произошла реформация христианства в Германии Мартина Лютера, а до него — движение св. Франциска к пантеизму в Италии. Хотя в эпоху Ренессанса, несомненно, было немало ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ личностей, очарованных и даже поглощенных идеей Бога, все же в это время преобладает аристотелевское понимание мира, и большинство философов Ренессанса придерживаются именно этого материалистического взгляда. Макиавелли, Яков Беме, Эразм Роттердамский, Декарт и Монтескье в своих книгах шли к философскому гуманизму, подчеркивая необходимость направить свой взгляд от Бога — к человеку. Как говорят многие историки, именно Ренессанс положил начало веку науки, когда человек стал самодостаточен, утратив потребность в трансцендентном Боге.

Поскольку Ренессанс вызвал столь решительные изменения в отношении человека к самому себе и окружающему миру, он признан одним из самых значительных движений европейской истории. Безусловно, этот короткий период — с конца ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ 1400 и до начала 1600 г. — изменил западный мир и продолжает оказывать влияние на современную западную культуру.

Индия в это время тоже переживала величайшее возрождение. Но если Европа двигалась в обратном направлении — от Бога, то весь азиатский субконтинент затопила возрождающаяся глубоко духовная традиция. Сердцем этого духовного Ренессанса был Господь Чайтанья Махапрабху. Его последователи верили в Него как в Верховного Господа Шри Кришну, который пришел на Землю, приняв облик Своего преданного. Движение, триумфально начатое Господом Чайтаньей и Его последователями, оказалось таким могучим, что спустя 500 лет слышится и ощущается во всем мире.

Западных стран учение Господа Чайтаньи достигло по милости Шрилы Бхактивиноды Тхакура (1838-1914), чистого ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ преданного Господа, который впервые изложил на английском учение Махапрабху. Он написал много книг, которые по почте рассылал в академии и колледжи Соединенных Штатов Америки и Европы. Сын Бхактивиноды Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати (1874-1936) был таким же великим преданным, как и его отец. Он стал большим авторитетом в движении Господа Чайтаньи со времен Рупы и Санатаны Госвами, Его непосредственных учеников.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати вдохновил самого выдающегося из своих учеников — Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду (1896-1977) — отправиться на Запад и исполнить предсказание Господа Чайтаньи: «В каждом городе и деревне этого мира будут петь Мое имя и повторять Харе Кришна Харе ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Это мог сделать только Шрила Прабхупада, чистый преданный Кришны, ученый, религиозный лидер, скромный и честный человек. В 1965 г. в возрасте шестидесяти девяти лет один, без денег, он отправился из Индии в Соединенные Штаты Америки и основал в Нью-Йорке ИСККОН — Международное Общество Сознания Кришны, что удалось сделать ценой величайших усилий и жертв. В течение нескольких лет это движение распространилось по всей Америке, а затем по всему миру.



За время своей проповеднической деятельности Шрила Прабхупада основал более 100 храмов Сознания Кришны по всему миру, ашрамы, фермы и школы. Уличное ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ воспевание мантры Харе Кришна, начатое еще Господом Чайтаньей, стало красочным и привлекательным зрелищем на улицах всех крупных городов мира. Сегодня Движение сознания Кришны сотнями миллионов тиражей более чем на девяноста языках распространяет священную литературу, написанную великими ачарьями прошлого на основе наставлений Господа Чайтаньи.

Традиция, представленная Шрилой Прабхупадой, уходит своими корнями в глубокое прошлое. С приходом Господа Чайтаньи она была оживлена, и потому Его приход называют эпохой духовного Ренессанса. Господь Чайтанья восстановил и распространил самое древнее духовное наследие Индии. Гаудия-вайшнавизм, или бенгальская (Гауда-деша) традиция преданности Господа Чайтаньи, восходит к Брахма-Мадхва-сампрадайе (преемственности учителей), чьи корни берут начало в ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ санатана-дхарме, «вечной обязанности души». Эзотерические истины, лежащие в основе этой глубокой теологической системы, можно найти в ведической литературе. Передаваемая из уст в уста с самой глубокой древности, ведическая литература более остальных почитается в мире и содержит в своих текстах самые исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся Бога, мира и человека.

Как говорит «Бхагавад-Гита», составитель Вед — Сам Верховный Господь. Все религиозные традиции утверждают, что их писания — плод божественного вдохновения, но только ведическая традиция говорит, что ее писания составлены Самим Богом, поэтому, как можно убедиться, Веды среди всех остальных писаний стоят особняком. Сравнительное изучение мировых религий довольно ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ ясно раскрывает особую и всеобъемлющую природу ведического откровения. Здесь нет места субъективному взгляду — лишь то, что несут сами традиции. Иисус Христос, например, допускает недостатки в Библии: «Многое сказал бы я вам, да не внемлете вы» (Иоанн,16.12). И в известном Хадитхе пророк Мухаммед провозглашает такую же истину об исламе: «Я говорю людям согласно их умственным способностям». Однако Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (7.2) говорит нечто прямо противоположное этим двум утверждениям: «Сейчас Я возвещу тебе во всей полноте знание, воспринимаемое чувствами, а также божественное знание, познав которое, уже нечего постигать». Хотя Господь Чайтанья Махапрабху признавал важность и авторитетность всех мировых религий, Своим учением ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ Он вдохнул новую жизнь во всеобъемлющую ведическую традицию.

Эта традиция заботливо передавалась из глубины прошлого от учителя к ученику высокообразованными учеными, чистыми преданными Господа. «Падма Пурана» говорит о важности такой преемственности знаний: «Человеку должно научиться повторять мантру, получив ее в одной из четырех сампрадай, линий ученической преемственности. Иначе его попытки будут безуспешными». Далее разъясняется: «Усилия принесут плод, если человек обучается своей мантре в Шри, Брахма, Рудра или Санака сампрадайях»; «...в нынешнее время каждую из них представляют Рамануджа, Мадхва, Вишнусвами и Нимбарка». Передача ведической духовной традиции от учителя к ученику, поддерживала ее внутреннюю чистоту.

Сохраненная должным образом в цепи ученической преемственности ведическая ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ литература, без сомнения, лишена изъянов, присущих мирской литературе: в ней нет несовершенства, незаконченности и неуместности. Это еще одна причина, по которой Веды стоят отдельно от остальной религиозной литературы.

Ведическая литература содержит информацию обо всем: от медицины и фармакологии до подробных описаний времени, пространства, устройства Вселенной; от систем йоги до семейных отношений и вегетарианских рецептов; от деталей государственного управления до возведения уникальных по своей архитектуре и красоте храмов и жилых домов. Каждый из тысяч ведических стихов построен по строгим правилам стихосложения и ритма. В Ведах есть драма и история, всеобъемлющая философия и начальные уроки этикета. Искусство ведения ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ войны, игра на музыкальных инструментах, жизнеописания великих мудрецов и героев прошлого — это лишь немногое из того, о чем повествует ведическая литература.

Для Господа Чайтаньи, который принадлежал к Брахма-Мадхва-самрпадайе, самой важной была та часть Вед, которая во всех подробностях описывает науку отношений с Богом (раса) и любовной преданности Ему (бхакти). Свое движение санкиртаны Господь Чайтанья основывал на текстах «Бхагавад-Гиты», «Шримад-Бхагавата Пураны» и других Пуран. Путешествуя по Южной Индии, Он нашел «Брахма-самхиту» и «Кришна-каранамриту» Билвамангала Тхакура. Оба эти писания Махапрабху включил в Свою Гаудия-вайшнава теологию.

У Господа Чайтаньи были великие предшественники, чьи произведения доставляли Ему ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ огромное наслаждение. Господь Чайтанья любил слушать глубоко эзотерическую поэзию Видьяпати, Джаядевы и Чондидаса, прежде всего потому, что в ней раскрывалась суть духовной жизни — сокровенные игры Радхи и Кришны.

Знаменитый поэт Видьяпати родился в семье священника в Митхиле. В своих стихах он воспел игры божественной четы. Видьяпати жил в период правления царя Шивасимхи и царицы Лакхимадеви, в начале XIV века, почти за 100 лет до прихода Махапрабху. Песни Видьяпати о Радхе и Кришне выражают глубочайшую любовь к Богу. Господь Чайтанья наслаждался его песнями, пребывая в экстазе божественной разлуки с Кришной.

Джаядева Госвами жил во время правления Махараджа Лакшмана Сены в ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ Бенгалии, в XII веке. Отца его звали Бходжадев, а мать — Вамадеви. По самым авторитетным сведениям он родился в деревне Кендубилва, провинции Бирбхум в Бенгалии. Другие, однако, считают, что Джаядева родился в Ориссе, а третьи называют местом его рождения Южную Индию. Тем не менее нет сомнений в том, что Джаядева в течение многих лет жил в Навадвипе и последние дни своей жизни провел в Джаганнатха Пури. Одна из самых знаменитых его книг, «Гита-Говинда», исполнена трансцендентной любви к Кришне. Перед началом танца раса девушки-пастушки Враджа, самые близкие преданные Господа, переживали божественную разлуку с Кришной, и «Гита-Говинда» описывает их ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ сокровенные духовные чувства. «Гита-Говинда» имеет много бесценных комментариев.

Чондидас, сын священника, родился в деревне Наннура провинции Бирбхум в Бенгалии в начале XIV века. Полагают, что Чондидас и Видьяпати были большими друзьями, выражая в своей поэзии трансцендентную любовь к Кришне. Описанное Чондидасом и Видьяпати чувство экстаза было проявлено Господом Шри Чайтаньей Махапрабху.

У Шри Чайтаньи было немало и других выдающихся предшественников. В ранние века движение бхакти пышно расцвело в Южной Индии благодаря алварам. Слово алвар означает «погруженный в медитацию», и святые мудрецы древнего южно-индийского движения бхакти, без сомнения, были одержимы любовью к Богу. Они стали провозвестниками религии бхакти, в ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ XVI веке в совершенстве представленной Господом Чайтаньей.

По свидетельству ученых Индии, алвары, которых было двенадцать, жили между II в. и IX в. н.э., но древняя вайшнавская литература говорит, что некоторые из них появились в конце Двапара-юги, а другие — в начале Кали-юги. Все алвары были маха-бхагаватами, которые проявляли наивысшую любовь к Богу, бхагават-прему. Каждый из них имел божественную встречу с Господом, и был постоянно поглощен любовью к Нему. Свои мистические откровения они выражали в прекрасной поэзии. Собрание четырех тысяч песен преданности алваров на языке тамил получило название «Налайира-дивья-прабандхам». Гимны эти выражают состояние ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ души, полностью зависящей от Бога и предавшейся Ему. Они также прославляли Господа Нараяну и главное во всей Южной Индии божество Вишну — Господа Ранганатху в Шри Рангаме. Во многих стихах алвары воспевают славу Господу Кришне, сыну Нанды Махараджа и возлюбленному девушек Враджа (гопи). «Дивья-прабандха» считалась в Шри-сампрадайе такой же сокровенной, как Вайшнава-веда, и была даже предметом поклонения. Особенностью религии бхакти, которую исповедовали алвары, было сближение людей высших и низших каст, мужчин и женщин, богатых и бедных, образованных и невежественных, чистых и нечистых. Среди алваров Андаль была женщиной, Тируппана принадлежал к низшей касте, Кулашекхар был царем, Тондарадипподи в ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ прошлом был великим грешником. Согласно алварам, единственное, что необходимо для самореализации, — это прапатти, то есть преданность.

Песни алваров стали величайшим источником вдохновения для вайшнавов Южной Индии. По мнению многих ученых, эти песни оказали влияние на развитие вайшнавизма на севере, где, в отличие от алваров, главным считалась раса, отношения с Богом, которую впоследствии разовьет в Своем учении Господь Чайтанья. Если алвары придавали особое знание дасья-расе (любовь слуги к своему господину), сакхья-расе (дружеская любовь) и ватсалья-расе (родительская любовь), то ГосподьЧайтанья принес особый нектар — мадхурья-расу, супружескую любовь. Эта раса вобрала в себя суть южного и северного вайшнавизма.

В средние века ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ на юге и на севере Индии великая монотеистическая традиция вайшнавской (ведической) теософии в целом пребывала в глубоком упадке. Несмотря на благородные попытки великих преданных, подобных алварам, Индия долгое время подвергалась духовным “атакам” учения Будды и Шанкары.

Как свидетельствует история, во времена Будды (середина I тыс. до н.э.) ведическая религия пришла в упадок. Последователи Вед под видом ведических жертвоприношений убивали животных. Будда пришел, чтобы прекратить это лицемерие и ради достижения своей цели вообще отрекся от Вед. Буддизм до сих пор считается одной из мировых религий, но в действительности он является скрытым атеизмом.

Шанкара (VIII в.) явился, когда ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ буддизм, получив поддержку императора Ашоки, распространился по всей Индии. Он восстанавливает авторитет ведических писаний, но в искаженном виде. Иногда философия Шанкары рассматривается как компромисс между теизмом и атеизмом. После полного атеизма буддистов невозможно было сразу восстановить теистическую концепцию Вед, и поэтому Шанкара пошел на компромисс, которого требовали время и обстоятельства. Его толкования напоминают буддизм, но при этом он опирается на авторитет ведической литературы. Шанкара говорил, что Бог — это абсолютная сила и всякое личностное отношение к Богу — плод воображения.

Интерпретация ведической литературы, данная Шанкарой, стала известна под названием Адвайта-веданта (монистическая веданта), потому что он утверждал, что живое существо, джива ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ, неотлично от Бога. Хотя в священных писаниях Абсолютная Истина часто описывается как Верховная Личность, а дживы — как Его вечные составные частицы, всегда зависящие от Него, Шанкара учил, что Абсолютная Истина (Парабрахман) — это и есть дживы и что в конечном счете в духовном бытии нет разнообразия и личностей. Он учил, что кажущаяся индивидуальность Верховного существа и дживы — ложна.

Отрицанием множественности джив Шанкара расходился со всеми традиционными ведическими школами. Более того, он утверждал, что ответить на вопрос о происхождении Космоса невозможно и что природа майи непостижима. Объясняя те места Вед, где Ишвара, Верховная Личность Бога, описана как причина всех причин, Шанкара развил ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ теорию двоичного Брахмана. В соответствии с ней существует два аспекта Брахмана — чистый имперсональный Брахман и Брахман, проявляющийся во Вселенной как Бог. Чтобы обосновать это утверждение, Шанкаре пришлось по-своему истолковать или вообще отвергнуть многие ведические писания. Приравняв дживу к Бхагавану, он вступил в резкие противоречия с “Бхагавад-гитой” и Пуранами. Внешне Шанкара принимал авторитет “Бхагавад-Гиты”, но его толкования стихов “Гиты” противоречат ее ясным выводам, сиддханте.

Имперсональному учению Шанкары бросила вызов великая проповедь преданности, которую несли алвары, достигшая своих высот с приходом Рамануджи (1017-1137), ачарьи Шри-сампрадайи. Он продвинул процесс восстановления авторитета Вед на один шаг. Если Будда остановил ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ явное лицемерие заблудших последователей ведических писаний, просто отвергнув эти писания, а Шанкара восстановил авторитет Вед, позволив своим последователям интерпретировать их содержание, Рамануджа приблизился к изначальному монотеизму Вед, сформулировав свою философию Вишиштадвайта-вада, или ограниченный монизм.

Рамануджа учил, что качественно мы такие же, как и Бог, но мы и отличны от Него. На первый взгляд, Рамануджа подчеркивает больше единство, чем различие. А если человек подобен Богу, то служение Ему теряет всякий смысл. Если Бог и живое существо едины, то можно спросить, кому служить? Доктрина полного единства Бога и живого существа выражена в философии Шанкары, а Рамануджа гораздо ближе, чем Будда и Шанкара, подходит ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ к изначальной ведической сиддханте (заключение), потому что в конечном счете утверждает значительное различие между живым существом и Богом. Особо выделил это различие Мадхвачарья.

Приблизительно через сто лет после прихода Рамануджи появляется Мадхва (1239-1319), ачарья Брахма-сампрайи, проповедующий Двайту, доктрину чистого дуализма, которая ясно утверждает, что существует вечное различие между Богом и дживой. В своем учении он говорит о трех сущностях: о Верховном Господе, дживе и материальном мире. Бог отличен от Своего материального творения, и так же дживы отличны от материи, потому что являются высшей духовной энергией Бога. В то же время дживы отличны от Бога, являются Его слугами и во ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ всем зависят от Него.

Между школой чистого дуализма Мадхвачарьи и школой монизма Шанкары существует большая разница, отразившаяся в индийской философской литературе. Идеология Шанкары сделала шаг вперед с появлением книг Валлабхачарьи (Валлабхи Бхатты), современника Господа Чайтаньи, потому что он дополнил Шанкару своей философией Шуддха-адвайты, «чистого монизма». Валлабха, которого обычно относят к Рудра-сампрадайе, философски был очень близок к имперсоналисту Шанкаре, но он утверждал поклонение Радхе и Кришне и в этом сближался с Господом Чайтаньей. Мадхвачарья, Рамануджа и позже Валлабха признавали единство и различие между Богом и живым существом, тогда как Шанкара признавал только единство. Нимбарка, которого считают ачарьей ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ Кумара-сампрадайи, был еще ближе к доктрине Господа Чайтаньи благодаря своей философии Свабхавика-бхедабхеда-вада и поклонению Радхе и Кришне.

Ведическая традиция считает Мадхву и Рамануджу величайшими вайшнавами среди всех индийских философов, потому что они утверждали различие между Богом и живым существом (в противоположность единству). Однако нужно отметить, что таттвавади, школа последователей Мадхвы, меньше всего приблизилась к учению Господа Чайтаньи, тогда как последователи Рамануджи были очень близки.

Господь Чайтанья Махапрабху окончательно сформулировал философскую доктрину вайшнавов, сказав, что Бог и живое существо одновременно едины и различны. В итоге Господь Чайтанья причислял Себя к Мадхва-сампрадайе и был близок ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ со многими представителями Шри (Рамануджа)-сампрадайи. Известно, что Он обратил и Валлабху Бхатту, но впоследствии тот основал свою школу.

Философия Шри Чайтаньи — это суть всех вайшнавских философий, ясная сиддханта, самое точное объяснение слов Бхагавана Шрилы Вьясадевы и последнее слово в философии «Веданты». А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада заканчивает предисловие к «Шримад-Бхагаватам» такими словами: «Философия Шри Чайтаньи богаче любой другой, что позволяет ей быть живой религией дня, способной стать вишва-дхармой, или всемирной религией». В действительности все четыре вайшнавские философии — Вишиштадвайта, Двайта, Шуддхадвайта и Свабхавика-бхедабхеда — проложили путь для появления доктрины Господа Чайтаньи, которая получила название Ачинтья-бхедабхеда-таттва.

Господь ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ Чайтанья усовершенствовал все четыре философские системы. Учение Его провозглашало одновременное непостижимое единство и различие живого существа и Бога. Мы едины с Богом качественно, но не количественно. Капля океана и сам океан, как показывает химический анализ, имеют одну структуру, но капля очень мала, а океан велик. Точно так же Господь преисполнен всех достояний — красоты, богатства, силы, знания, славы и отречения. Будучи Его неотъемлемыми частицами, мы обладаем такими же качествами, но в очень незначительной степени. Поэтому мы не Всевышний. Наоборот, всегда и во всем завися от Бога, мы призваны служить Ему.

Ведическая литература провозглашает, что Бог — изначальный источник разнообразных энергий. В ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ этом Его можно сравнить с солнцем, которое излучает энергию в виде света и тепла. Как солнце нельзя отделить от его лучей, так и Бог неотделим от Своих энергий, Бог и Его энергии — одно целое. Но в то же время Бог и Его энергии различны. Солнце и солнечные лучи как едины, так и различны. Когда мы наслаждаемся на Земле солнечными лучами, сама огненная планета находится очень далеко от Земли. Бог тоже находится повсюду благодаря Своим проявленным энергиям, но в то же время Он сохраняет Свою индивидуальность, обладая именем, формой, качествами, имея обитель и наслаждаясь играми со своими преданными. Хотя все живые ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ существа — это проявленная энергия Бога, Бог и живое существо одновременно различны (бхеда) и неразличны (абхеда). Для обусловленной души эта истина (таттва) остается непостижимой (ачинтья). В этом и состоит изначальная ведическая сиддханта, суть. С приходом Господа Чайтаньи процесс восстановления авторитета Вед был завершен.

Когда мы говорим о философии Господа Чайтаньи, или сознании Кришны, не нужно путать его с индуизмом. Сознание Кришны берет начало в древнейшей ведической литературе, тогда как индуизм вовсе не упоминается в Ведах. Более того, используемый сегодня термин «индуизм» утратил свое первоначальное значение. Когда Александр Великий вторгся в Индию около 325 г., он пересек реку Синдху и назвал ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ ее Индус, это слово легче было произнести на греческом языке. И все воины Александра Македонского стали называть земли, лежащие к востоку от реки Синдху, Индией.

Позже мусульманские завоеватели назвали реку Синдху Хинду, потому что на фарси санскритский звук «с» произносится как «х». Персияне называли земли, лежащие к востоку от реки Синдху, Хиндустан. В более поздние века эти земли снова стали называться Индией, но во время британского владычества политики часто использовали слова «хинду» или «индуизм», подчеркивая иностранное звучание этих слов. Делалось это для того, чтобы отличить индусов от мусульман, что помогало британским правителям «делить и править». Западные писатели приняли этот ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ термин из удобства, а восточные — просто вынуждены были принять его. Эта путаница распространилась, когда слово «индуизм» стало все шире использоваться для определения так называемой религии индийского народа. Однако гораздо в большей степени оно подходит для описания культуры этого географического региона, довольно разноликого и многообразного во многих отношениях. Непонимание, связанное с термином «индуизм», сделало его в действительности неупотребимым словом. Его употребление, можно сравнить с употреблением слова «инки-изм», если представить себе, что захватчики вторглись в США и назвали местный уклад жизни этим словом, считая его американской культурой.

В Индии нет религии, называемой «индуизм», и даже сегодня ученые и хорошо осведомленные ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ религиозные лидеры не используют этот термин. Вместо него они пользуются выражением санатана-дхарма, что означает «вечный закон», который и описывается в древней ведической литературе Индии. Слово же «индуизм» является обычным производным от слова “Индия” и не имеет реального смысла. Ведическая философия Господа Чайтаньи основывается на этом до-индуистском, несектантском и вселенском учении, и принцип этот может быть использован последователями всех религиозных направлений.

Ярко описывая период индийской истории, предшествовавший приходу Господа Чайтаньи, Равиндра Сварупа, современный ученый, последователь Господа Чайтаньи, пишет:

«В таком окружении Господь Чайтанья торжественно начал возрождение бхакти и привлек внимание людей к Богу, тогда как в это же время ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ Ренессанс в Европе привлек взгляд людей к человеку и миру. Люди, подобные Да Винчи, были очарованы изумительными и изобретательными сложностями материальной природы, с ненасытным любопытством погружались они в ее секреты и были сполна вознаграждены открытиями. В то же самое время, как будто в противовес, Господь Чайтанья, возрождая бхакти, дал миру беспрецедентный взгляд во внутреннюю динамику бесконечной любви ко всепривлекающей Верховной Личности Бога. Точно так же, как люди Ренессанса пытались открыть мир и познать секреты природы, Господь Чайтанья и Его спутники открыли царство Бога и секреты любви к Нему.

Людям Ренессанса мир и человек казались полными безграничных возможностей. Западная цивилизация ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ до настоящих дней следует этой точке зрения. Но с каждым днем становится все более и более очевидным, что мир и человек не живут согласно своим обещаниям. Ренессанс обратил взгляд людей от Бога к человеку и материи и лишил их всякого трансцендентного источника понимания смысла жизни и ее ценностей. Результатом этого стали отрицание возможностей объективного познания мира в силу относительности человеческих знаний и полный скептицизм. Были выпущены на волю демонические силы, которые опустошают землю вплоть до наших дней.

Приход Господа Чайтаньи был очень своевременным. Цивилизация, порожденная Европой в эпоху Ренессанса, вставала на ноги. Но, к великому счастью, в Индии появилась противостоящая ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ ей сила — движение санкиртаны Господа Чайтаньи, которое тоже широко распространилось во исполнение пророчества Господа Чайтаньи: “Мое святое имя будут петь в каждом городе и деревне”. Показав, что Кришна — высший возлюбленный, что Он всепривлекающий, Господь Чайтанья дал нам возможность приблизиться к Нему через воспевание святого имени Бога. Он сделал общение с Богом доступным для нас, Он снова обратил наш взгляд к Богу. Это необходимо. Человек и мир не отвечают требованиям, которые мы предъявляем к ним. Только Кришна и Его трансцендентное царство, где Он вечно проявлен в играх любви, могут принести желанное счастье. Это единственное царство, богатое неиссякаемой ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ надеждой, влекущее нас безграничными возможностями».


documentaptsnzl.html
documentaptsvjt.html
documentapttcub.html
documentapttkej.html
documentapttror.html
Документ ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ